ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА

Пространство России чрезвычайно разнообразно: территория, численность населения, качество экономического, научного, социального и природного потенциалов существенно различаются по отдельным районам и зонам страны. Это приводит к существенным различиям в условиях проведения экономической и социальной политики. И, соответственно, к разным «стартовым позициям» при решении главной стратегической задачи – повышении качества жизни населения.

На встрече с учеными-экономистами Российской академии наук в июле 2011 года Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин отметил, что первоочередной задачей на современном этапе развития является обеспечение гармоничного, устойчивого подъема российских территорий. Сегодня разработаны соответствующие программы, созданы правительственные комиссии, но нужно смотреть глубже, принимать системные решения по тем или иным территориям, чтобы избежать возможных дисбалансов – и экологических, и демографических, и социальных. Путин подчеркнул, что для развития любой территории должны быть обеспечены новые стандарты качества жизни граждан.

Вполне понятно, что качество жизни человека во многом зависит от условий его обитания, от качества окружающего его пространства. Соответственно, повышая качество пространства, мы повышаем и качество жизни. А на это как раз и направлены теория и практика пространственного развития, которые уже доказали свою эффективность во многих странах мира.

В современных условиях вопросы пространственного развития приобрели особое значение.

Во-первых, в условиях постиндустриального общества ведущую роль стали играть наука и образование, а пространство стало информационным, с единой мировой системой коммуникаций.

Во-вторых, идет общемировой процесс глобализации. И Россия является одной из самых значительных частей мирового пространства – и географически, и политически, и экономически.

В-третьих, стоящие перед нашей страной задачи социально-экономического развития на основе модернизации и инноваций заставляют уделять особое внимание проблемам пространственного развития, выработке стратегического курса на поиск и учет преимуществ разнообразных территорий России.

В нашей стране одна из первостепенных ролей в исследованиях пространственного развития, межрегионального экономического взаимодействия в последние два десятилетия принадлежала академику Александру Григорьевичу Гранбергу. Именно его авторитет и умелое руководство позволили объединить в рамках темы «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» большое количество институтов и отдельных ученых, представляющих различные отделения Академии наук. Благодаря этому успешно завершился важнейший начальный этап работы, главные достижения которого связаны с уяснением замысла, выстраиванием методологии и налаживанием сотрудничества всех участников Программы. Была начата разработка программ регионального развития, реализация которых направлена на эффективное решение социально-экономических проблем на пространстве Российской Федерации, обеспечение достойного качества жизни населения страны.

Теория и практика пространственного развития имеет длительную историю. Однако до 1990-х годов эта проблематика выражалась в отдельных проектах регионального масштаба и только в конце ХХ века пространственное развитие превратилось в «норму жизни», которая вышла далеко за пределы Европы и США.

Как известно, в сентябре 2000-ого года в Ганновере Европейской Конференцией министров регионального планирования был принят документ «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента». Его задачей является определение мер пространственного развития, принятие которых помогло бы людям во всех государствах Совета Европы достичь приемлемых условий существования.

В соответствии с «Основополагающими принципами» приоритетами европейской пространственной политики являются:

  • поддержка депрессивных и слабых территорий,
  • программы межрегионального взаимодействия и развития городских ареалов,
  • поддержка инновационной активности,
  • а также специальные программы для вступающих в ЕС стран.

Проанализировав данный документ, можно прийти к выводу, что политику устойчивого пространственного развития Европы можно выразить десятью принципами:

1.обеспечение территориальной сплоченности
2. совершенствование взаимоотношений города и деревни
3. улучшение транспортной доступности
4. развитие доступа к информации и знаниям
5. уменьшение ущерба окружающей среде
6. защита природы
7. приумножение культурного наследия
8. развитие энергоресурсов
9. поощрение высококачественного устойчивого туризма
10. ограничение последствий природных катастроф

Такие принципы, как доступ к территориям, знаниям и информации; защита окружающей среды и природных ресурсов; сближение города и деревни; безопасность, в том числе в сфере туризма; полицентрическое развитие и культурное разнообразие могут быть взяты на вооружение при разработке стратегии развития территорий России.

По аналогии с «Основополагающими принципами» для Европы можно сформулировать направления регионального развития и для Российской Федерации:

1. развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городов;
2. формирование территориально-производственных  кластеров в высокотехнологичных отраслях;
3. формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях;
4.  развитие туристско-рекреационных зон;
5.  развитие транспортных узлов;
6.  сближение стандартов жизни в регионах;
7.  сохранение культурного многообразия.

Так, в соответствие с европейским принципом улучшения транспортной доступности необходимо обеспечить развитие крупных транспортно-логистических узлов и коридоров, позволит добиться более равномерного пространственного развития регионов России.

Развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городов, а также образование туристко-рекреационных зон будет содействовать повышению уровня образования и сохранению культурного многообразия. В Европе – это поощрение высококачественного устойчивого туризма.

Вполне целесообразно реализовать в России и европейский подход к развитию территорий путем выделения определенных пространств как «зон роста».

Все представленные направления носят инновационный характер и преследуют достижение целей социально-экономического прогресса.

В научном плане пространственное развитие требует для своего изучения применения всего арсенала научных дисциплин, конечно, при главенствующей роли экономики. Но не просто экономики, а экономики качества.

Рассмотренные направления пространственного развития Европы и России убедительно подтверждают очень важный вывод: все они содействуют повышению качества жизни населения. И наоборот, улучшение качества является необходимым условием реализации каждого из намеченных направлений.

Можно сделать вывод: для обеспечения гармоничного пространственного развития необходимо изучение науки о качестве (или экономики качества).

Что такое «Экономика качества»? За последние годы была проведена большая работа по исследованию экономических закономерностей, связанных с обеспечением качества и управлением качеством. В результате была сформирована теоретическая база нового научного направления – экономики качества.

Экономика качества представляет собой часть экономической науки, изучающую взаимосвязь качественных характеристик объектов или явлений с экономическими показателями. Непосредственной целью экономики качества как науки является описание, объяснение и предсказание закономерностей воздействия качества на процессы и явления общественной жизни.

Рассматривая всю систему экономических отношений, экономика качества способствует поиску оптимальных решений социально-экономических проблем на всех иерархических уровнях управления (муниципальное образование, город, регион, страна, межгосударственные союзы, международные организации). Научное направление «экономика качества» можно представить в виде стройной системы, включающей многие элементы, такие как стандартизация, управление качеством, метрология, испытания, обучение, прогнозирование и оценка. В их функционировании участвуют как государственные, так и частные структуры, не только национального, но и международного уровня.

Мировая практика подтверждает, что без грамотного управления невозможно добиться положительных результатов ни в одном виде деятельности. Что касается управления процессом достижения требуемого качества, то наиболее распространенным методом является внедрение систем управления качеством. Системы дают существенный положительный эффект, хотя пока широко они применяются лишь на микроуровне – на предприятиях и в организациях. Распространение систем управления качеством на более высокие уровни управления позволит перейти от точечного применения этого инструмента к сплошному охвату пространства или отдельной территории единым механизмом управления качеством.

В результате научных исследований было выявлено, что применение систем качества на всех уровнях управления позволяет обеспечить:

  • последовательный рост благосостояния населения;
  • модернизацию производства;
  • повышение инвестиционной привлекательности региона и дальнейшее развитие рыночных механизмов хозяйствования;
  • укрепление конкурентоспособности;
  • повышение качества жизни населения.

Оценивая качество жизни, мы тем самым можем оценить и качество пространства. Для этого предлагается применить такой инструмент как многоуровневая система управления качеством, которая будет действовать на территории всего Северо-Западного федерального округа. Подобная система станет организующей основой пространственного развития. Она может быть применена и для его контроля, поскольку процесс управления только тогда по-настоящему эффективен, когда он направлен в первую очередь на предупреждение дефектов, а не на их устранение.

Особенностью данной системы является то, что она преодолевает границы, существующие как между разными отраслями промышленности, так и между сферой производства и услуг и органами исполнительной власти. Она объединяет под своим методическим и организационным руководством все существующие органы контроля за качеством. Она не сосредотачивается внутри предприятий и организаций, а выходит за их пределы и включает анализ социально-экономической обстановки, нужд и запросов населения. Это позволяет постоянно совершенствовать и улучшать как качество, так и саму систему благодаря обратной связи.

Северо-Запад может стать первым регионом России, в котором проблема качества решается взаимосвязано, с учетом интересов всех субъектов Федерации, входящих в него.

Целевую направленность многоуровневой системы управления качеством можно выразить в следующем – она должна:

  • охватывать всю территорию Северо-Запада, оказывать организационное воздействие на все субъекты хозяйствования и все аспекты жизнедеятельности;
  • способствовать реализации стратегических инициатив и проектов через контроль выполнения мероприятий и программ;
  • содействовать более равномерному и равноправному развитию территорий, нивелируя такие особенности, как моноцентризм, резкую дифференциацию регионов по уровню развития и т.д.;
  • служить инструментом обоснованного выбора оптимальных управленческих решений по распространению и поддержке инноваций;
  • способствовать выработке рациональных схем координации развития субъектов;
  • и, наконец, она призвана содействовать формированию экономических, социальных, экологических и иных балансов, обеспечивающих требуемое пространственное развитие и повышение качества жизни населения региона.

Действие многоуровневой системы предусматривается на трех уровнях:

—  микроуровень (предприятие);
— мезоуровень (уровень муниципального образования, субъекта РФ);
— макроуровень (федеральный округ, страна).

В зависимости от уровня система решает различные задачи:

На микроуровне это нормирование требований к продукции, планирование объемов выпуска в соответствии с потребностями общества и государства, контроль качества выпускаемых товаров, обеспечение эффективной работы предприятия в целом и т.д.

На мезоуровне прежде всего, решение проблем транспорта, энергетики, связи, повышение эффективности работы исполнительных органов власти посредством внедрения систем управления качеством в их деятельность.

Что касается макроуровня, то здесь решение проблем качества должно быть возведено в ранг приоритета в национальной политике.

Если представить многоуровневую систему управления качеством в виде структуры, то она будет  состоять из трех блоков:

Первый блок – организационный: он включает в себя органы управления, осуществляющие общее руководство и контроль за эффективным функционированием системы. К организационному блоку относятся и необходимые организационно-методические документы.

Второй блок – механизм функционирования: он основан на цикле PDCA и состоит из четырех частей:

— первая – планирование – т.е. определение целевых показателей развития;
вторая – действие – т.е. реализация целевых научно-технических и социально-экономических программ по приоритетным направлениям исследований, а также региональных программ «Качество»[1];
третья – проверка – имеется в виду мониторинг и анализ целевых показателей;
— и, наконец, четвертаяпроведение корректирующих мероприятий. Использование целевых научно-технических и социально-экономических программ, а также региональных программ «Качество», которые позволяют определить, что, кто и когда должен сделать, а их реализация поможет достичь целевых показателей развития.

Также на этой стадии используется мониторинг, благодаря которому происходит измерение результатов, сравнение фактических значений с установленными. Одним из важных результатов такого анализа являются значения отклонений от временных графиков по достижению целевых показателей. Они наглядно показывают, насколько данная программа близка к завершению, какими темпами она реализуется, необходимо ли предпринимать какие-либо корректирующие действия. Мониторинг социально-экономической обстановки в регионе показывает насколько выполнение мероприятий влияет на улучшение качества жизни и благосостояние жителей.

Результаты проведения мониторинга и анализа являются основой для проведения необходимых корректировок. Корректирующие действия направлены, прежде всего, на предупреждение появления недостатков и их причин, а также на их непосредственное устранение.

Проведением корректирующих действий заканчивается один цикл функционирования механизма системы и начинается следующий.

Третий блок – Обеспечивающая подсистема (инфраструктура). Она состоит из совокупности организаций и учреждений, действующих в различных сферах и создающих необходимое финансовое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения работы механизма системы.

Ввиду многочисленности участников системы и разнообразия выполняемых ими задач представляется целесообразным разделить их на три группы, в зависимости от их отношения к главным целям системы.

Первая группа: юридические организации (включая арбитраж), инжиниринговые и консалтинговые организации, органы государственной статистики, органы управления экономикой администраций субъектов Федерации, научные, образовательные учреждения, организации информационного обеспечения, общества защиты прав потребителей.

Вторая группа: институты и службы метрологии, организации  по стандартизации, аккредитующие и лицензирующие организации.

Третья группа: государственные региональные центры стандартизации, метрологии, организации по подтверждению соответствия, центр мониторинга качества (координатор Системы), испытательные лаборатории, Отделы  Госнадзора.

Организации всех трех групп по-разному влияют на достижение целей системы. Первая группа – непосредственно, вторая – косвенно, третья – решая отдельные конкретные вопросы.

Также в рамках многоуровневой системы присутствует такая группа, как население. Она, с одной стороны, является потребителем результатов функционирования системы, а с другой стороны, обеспечивает обратную связь с другими участниками. Удовлетворенность данной группы является решающим фактором при оценке функционирования многоуровневой системы управления качества.

Участниками системы являются и предприятия, однако они не могут быть отнесены к какой-либо из перечисленных групп, поскольку именно на них в первую очередь распространяется действие всех участников многоуровневой системы. Благодаря системе эти воздействия координируются и позволяют достичь целей социально-экономического развития.

Создание многоуровневой системы управления качеством должно проводиться по четко разработанному плану с участием всех заинтересованных ведомств и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Процесс создания включает четыре основных направления:

— подготовка проектов законодательных актов и иных документов о системе;
— подготовка организационно-методических документов;
— определение набора и конкретных величин целевых показателей для каждой территории и каждого уровня управления;
— разработка, согласование и утверждение целевых научно-технических, социально-экономических программ и программ «Качество».

Для успешного функционирования системы необходима, в первую очередь, соответствующая законодательная база, которая придаст ей легитимность и введет ее в правовое поле. Методической основой для создания законодательной базы могут стать два документа — Положение о многоуровневой системе управления качеством и Соглашение о функционировании многоуровневой системы управления качеством. Эти документы могут быть использованы как методическая основа для разработки на уровне субъектов Федерации законов о создании систем управления качеством на соответствующем уровне. Они урегулируют взаимоотношения между участниками системы.

Следует отметить, что законодательная база может быть разработана с учетом уже имеющихся наработок, т.к. в Санкт-Петербурге уже накоплен большой опыт в сфере управления качеством, в том числе и качеством жизни. В частности, могут быть использованы:

– методические рекомендации по разработке региональных программ «Качество»;
— рекомендации по проведению мониторинга,
— рекомендации по использованию результатов конкурсов и выставок по качеству для оценки деятельности участников системы и принятия управленческих решений,
— методика разработки и применения стандартов проживания.

Однако внедрение систем управления качеством на разных уровнях управления сталкивается с целым рядом проблем как чисто технических, так и психологических. Главной же проблемой внедрения является недостаток внимания к вопросам качества на всех уровнях управления. Требуются решительные меры со стороны всех слоев общества. Ведь необходимость повышения качества является насущнейшей задачей современности, одним из необходимых условий перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Окрепилов В.В.
член-корреспондент РАН,
заместитель Председателя
Санкт-Петербургского научного центра РАН,
генеральный директор
ФБУ «Тест-С.-Петербург»


[1] Целевые научно-технические программы по приоритетным направлениям исследований и разработок входят в состав Комплексной научно-технической программы СЗФО. Перечень направлений определен в Стратегии развития комплекса «НОИ» СЗФО до2030 г.

Comments are closed.