20 октября 2011 года в Таврическом дворце состоялась Международная научная конференция «Императорский Царскосельский лицей в истории России ХIХ-ХХ веков». Она была посвящена 200-летию этого уникального учебного заведения.
Анализ работы Лицея дает нам много важных исторических уроков. Например, что коренные реформы, связанные с государственным преобразованием, неизменно влекут за собой перестройку образования. И наоборот – обновление образования влечет обновление государства. Многие лицеисты впоследствии активно способствовали реформам в стране. И в этом, я полагаю, один из исторических уроков Лицея.
Нет сомнений в том, что создание Лицея во многом способствовало повышению качества отечественного образования. Ведь лицеисты росли не только высокообразованными, но и физически развитыми людьми.
Словом, лицей вобрал в себя все лучшее, что было в частных закрытых школах и чем отличались государственные школы, соединяя «удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения».
Я уверен, что создание Лицея стало продолжением преобразований в науке и образовании, начатых по инициативе великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Он понимал важность образования для подготовки квалифицированных кадров для науки, экономики, нарождающихся производств. Он разработал всесторонне продуманную систему, которая обеспечивала бы обучение российских ученых.
В отличие от ломоносовских идей о доступности образования для многих чинов, Лицей был открыт только для детей дворян. Но, тем не менее, главной целью Лицея было воспитание в своих питомцах убеждение, что они должны жить, трудиться «для общей пользы».
Я убежден, что Лицей до сих пор являет для нас образец настоящего высшего учебного заведения, готовящего блестяще образованных, высоконравственных специалистов по управлению.
И я очень рад тому, что многие из традиций Лицея живы и по сей день. Например, многие из них продолжает Санкт-Петербургский Академический университет, созданный и возглавляемый Нобелевским лауреатом, академиком Жоресом Ивановичем Алферовым. Университет объединяет в себе научные лаборатории, университетские кафедры и лицей «Физико-техническая школа», то есть среднее, высшее и последипломное образование. Можно сказать, что подготовка нового поколения российских ученых начинается прямо со школьной скамьи.