17-19 октября 2011 года в Санкт-Петербургском научном центре РАН состоялась XXVII сессия Международной школы социологии науки и техники «Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции».
Название весьма важное, В XXI веке стало ясно, что единственный путь решения большинства проблем нашей страны, да и других государств – это инновационное развитие. Только на инновационном пути Россия сможет интегрироваться в мировую экономическую систему, успешно конкурировать на мировых рынках. Благодаря инновациям можно решить одну из важных стратегических задач нашего времени – повышение качества жизни населения.
Инновации зарождаются, как правило, в результате фундаментальных исследований, а затем инновационная идея проходит ряд этапов, с участием учреждений академической, отраслевой и вузовской науки, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
Однако серьезной проблемой для нашей страны является недостаток финансирования инноваций. Так, доля России в общемировых расходах на НИОКРы ничтожно мала, всего 2,2%.
Кроме недостаточного финансирования нашими проблемами являются устаревшее оборудование, отсутствие необходимых материалов, реактивов, измерительных приборов. Все это не позволяет нашим ученым вносить свой вклад в инновационное развитие. А низкие зарплаты, отсутствие хороших жилищных условий заставляют многих задуматься об отъезде за границу. Что касается ученых из-за рубежа, то по этим же причинам они отказываются ехать на работу в Россию.
Конечно, сейчас расходы бюджета на фундаментальную и прикладную науку, высшее образование и ряд федеральных программ инновационной направленности увеличиваются. Однако львиная доля данных ассигнований направляется на такие крупные проекты, как энергосбережение, космические, ядерные, медицинские, информационные технологии. Кроме того, большая часть финансовых средств отводится также на развитие науки в ВУЗах. Все это, конечно, важные направления вложения средств. Но это не снимает вопрос о прямом финансировании фундаментальной академической науки.
Нельзя противопоставлять научные учреждения системе образования. У нас уже сейчас в очень тяжелом положении находится отраслевая наука. Если еще и фундаментальной науке не выделять достаточных средств, то мы можем прийти к печальным последствиям. Мы можем столкнуться с такой ситуацией, что в нашу страну будут сбрасываться устаревшие, экологически опасных технологий, которые некому будет даже проэкспортировать и отвергнуть.
Требуется дальнейшее усиление интеграции науки и образования. Эти две сферы не должны соперничать между собой, а должны работать совместно с целью создания мощного инновационного потенциала.