Экономика качества — это часть экономической науки, изучающей взаимосвязь качественных характеристик объектов или явлений с экономическими показателями.
Непосредственной целью экономики качества как науки является описание, объяснение и предсказание закономерностей воздействия качества на процессы и явления общественной жизни. Определение и описание функций экономики качества впервые предложил, обобщив результаты многолетних исследований, д.э.н., проф., член-корреспондент РАН В.В. Окрепилов.
Рассматривая всю систему экономических отношений, экономика качества способствует поиску оптимальных решений социально-экономических проблем на всех иерархических уровнях управления (муниципальное образование, город, регион, страна, межгосударственные союзы, международные организации), независимо от формы собственности, характера деятельности, размеров и численности персонала.
Научное направление «экономика качества» можно представить в виде стройной системы, включающей многие элементы (рис. 1). В их функционировании участвуют как государственные, так и частные структуры, не только национального, но и международного уровня.
Система экономики качества позволяет обеспечить оценку любого объекта на любом уровне управления (продукция, предприятие, орган муниципального управления, регион), подтверждение соответствия продукции и ее свободное обращение на внутреннем и международных рынках, конкурентоспособность экономики.
Основные элементы экономики качества:
- Стандартизация
- Управление качеством
- Метрология
На основе трех столпов (стандартизации, управления качеством и метрологии) формируются основные виды деятельности, которые составляют основной инструментарий и методический аппарат экономики качества:
- Испытания
- Прогнозирование
- Оценка
- Обучение